
В условиях заторов, когда движение фактически парализовано, определённые действия водителей, формально являющиеся нарушениями, часто остаются без последствий. Несмотря на то, что законодательство предусматривает за них ответственность, в реальности представители ГАИ не всегда реагируют на подобные эпизоды, особенно если ситуация носит массовый и вынужденный характер. Об этом в интервью порталу njcar.ru рассказал автоюрист.
Во время плотного трафика водители нередко перестают придерживаться полос, обозначенных разметкой. На дорогах с тремя полосами фактически формируются четыре или пять, при этом транспортные средства двигаются с минимальным боковым интервалом. Хотя подобное поведение противоречит правилам и влечёт штраф в размере 1500 рублей, на практике его редко фиксируют как нарушение в условиях затора.
Если причиной пробки становится дорожно-транспортное происшествие, некоторые водители совершают объезд затора по встречной полосе. Согласно закону, такое действие квалифицируется как серьёзное правонарушение и может повлечь штраф до 7500 рублей или лишение права управления транспортным средством сроком до одного года. Однако на практике в подобных ситуациях инспекторы нередко воздерживаются от вмешательства, рассматривая манёвр как вынужденный.
Стремясь избежать длительного простаивания, водители в отдельных случаях выезжают на тротуары или участки с зелёными насаждениями. Эти действия нарушают правила и предусматривают санкции в виде штрафа в размере 2000 рублей. Тем не менее, если передвижение пешеходов в данной зоне отсутствует, подобные нарушения зачастую остаются без внимания со стороны сотрудников ДПС.
При плотном потоке на главной улице у водителей с прилегающих направлений попросту не остаётся шансов встроиться в движение, соблюдая приоритет. В таких случаях автомобилисты, не дожидаясь уступок, вынуждены действовать буквально «вклиниваться» в поток. С точки зрения ПДД, это трактуется как нарушение требования уступить, за что предусмотрен штраф в размере 1000 рублей. Однако при явном заторе и отсутствии аварийных последствий инспекторы, как правило, на подобные действия не реагируют.
Движение в пробке зачастую идёт по инерции: машины продолжают движение даже при смене сигнала светофора. Итог часть автомобилей оказывается на перекрёстке уже при красном свете. Формально это нарушение, подпадающее под штраф в 1000 рублей, независимо от объяснений о «завершении манёвра». Однако, если ситуация массовая, и движение объективно затруднено, сотрудники ГАИ, как правило, воздерживаются от составления протоколов.
На фоне стоячего потока водители теряют ощущение ответственности за управление транспортным средством. Кто-то звонит без гарнитуры, кто-то отвечает на сообщения, а кто-то, не скрываясь, смотрит видео. Хотя законом за использование телефона за рулём предусмотрен штраф в 1500 рублей, в условиях полной остановки движения нарушение считается малозначительным и фактически игнорируется. Более того, нередко и сами инспекторы, находясь в служебных автомобилях, ведут себя аналогично.