
На этой неделе была предложена идея штрафовать продавцов автомобилей за скручивание пробега у подержанных машин. Алексей Подщеколдин, вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», высказал предложение о наложении штрафов на частных продавцов в размере до 300 тысяч рублей, а на юридические лица от 1 миллиона рублей и выше. Это уже не первый раз, когда звучит такая инициатива за последние годы.
В прошлом году рынок новых автомобилей значительно сократился, что привело к уменьшению числа продаж на «вторичке». По данным агентства «Автостат» за 2022 год было продано 4,86 млн подержанных авто, тогда как годом ранее было реализовано почти 6 млн. Сколько покупателей переплатили за скрученный пробег и сколько они потеряли денег, сложно сказать. В итоге занижение реального пробега помогает недобросовестным продавцам получать прибыль, что на самом деле является мошенничеством. Директор по развитию и корпоративному управлению компании «Нижегородец» Алексей Макаров отметил, что эта проблема серьезно затронула Россию.
Эксперты убеждены, что введение значительных штрафов и формирование практики правоприменения помогут начать создание механизма действительного контроля за этим аспектом. В действительности уже существуют инструменты, которые позволяют проверять пробег, например, если на авто электронный одометр, любое вмешательство в его работу будет обнаружено при помощи специального оборудования.
В свою очередь, представители крупного автодилера «Автодом» объясняют, что сегодня автосалоны, занимающиеся перепродажей подержанных автомобилей, проводят тщательную проверку состояния транспортных средств, уделяя особое внимание анализу их ПТС.
В ГК «Автодом» отметили, что покупка автомобиля со скрученным пробегом может создать дополнительные риски, связанные с необходимостью ремонта, а также уменьшить безопасность автомобиля для его будущего владельца. Тем не менее, компания подчеркнула, что на сегодняшний день нет эффективных мер для борьбы с этим явлением.
Установление того, кто скрутил пробег, может стать сложной задачей на практике. Если автомобиль имел всего одного собственника, тогда проще, однако следует учитывать, что машиной могут пользоваться несколько человек. Если у автомобиля было много владельцев, то установить нарушителя гораздо сложнее.
«Некоторые автомобили с электронными спидометрами могут хранить информацию о вмешательстве, и сервисы могут узнать, в какой период был скручен пробег, но в России еще много машин со старыми механическими приборами», сообщил Константин Бахтин, руководитель арбитражной практики юридической компании «Гебель и партнеры», в интервью порталу Naavtotrasse.ru.
Однако, даже если установлено, когда был скручен пробег, возникает вопрос, как определить, кто именно в тот момент эксплуатировал авто.
«Нельзя полагаться только на данные регистрационного учета, так как не всегда они достоверны. Кроме того, прошло много времени между фактом скручивания и его выявлением, и к моменту выявления может истечь срок привлечения к административной ответственности», подчеркивает юрист.
Эксперт также высказал предположение, что могут начаться случаи наказания невиновных людей, что является нарушением всех правовых принципов.